Настоящее немецкое качество!
Продукция FUNKE заслуживает внимания и высокого одобрения. Настоящее немецкое качество. Специалист по проектированию и монтажу систем наружного водопровода и канализации. Антонов А.С.
Разместить отзыв
1. Колодец как символ.
2. Святой колодец: история или реальность?

Колодец как символ

Любая земледельческая цивилизация находится в прямой зависимости от орошения. Добыча воды становится делом особо важным. Во все времена вода добывалась тремя способами: первый – сбор дождевой воды; второй – реки, озёра, пруды; третий – колодцы. Если два первых способа добычи воды являются натуральными, природными. То третий способ является исключительно способностью человека. Поэтому, очевидно, что этот способ должен был особо почитаем в доиудохристианском славянстве.

В подтверждение наших предположений мы находим, например, что и в настоящее время на Украине Макоши (в охристианеном виде плагиатировано затёртой в православии под именем Пятницы) приносят жертву, бросая в колодец пряжу, льняную кудель, выпряденные нитки и овечью шерсть. Название обряда – мокрида – непосредственно связано с основой *mok-гъ, от которой образовано имя Мокоши, соединяющее мотивы пряжи и влаги-воды: «мокрый», «мокнуть».
Интересен вариант южнорусских повествований, когда славянская Пятница, взятая в плен иудохристианами турками (татаро-монгольское, протекционировавшее православию на Руси, «иго»), осталась непреклонной и бежала из гарема, охраняемая ангелом. Спасаясь от погони, она превратилась в чистую криницу.

Б.А. Рыбаков заметил, что
«в поучениях против язычества 12 – 14 вв. мы видим определенную систему в перечнях языческих богов. Макошь иногда примыкает к списку летописных богов (Перун, Хорс и др.), но чаще всего ее имя оказывается в соседстве с вилами-русалками и собакой Симарглом, что составляет определенный комплекс аграрно-магических представлений, так как Симаргл был связан с семенами и всходами, а русалки – с орошением полей туманом (росой) и дождем. Надо полагать, что соседство имен в текстах поучений не случайно, а вполне осмысленно. Наиболее устойчиво соседство Макоши с вилами-русалками. Однако уравнивать богиню с ними нельзя, так как Макошь всегда пишется в единственном числе, а вилы всегда во множественном, подобно тому, как с одним Родом связаны несколько рожениц» [1].

Вода представлялась в различных мифологиях в качестве первоначальной субстанции. Например, из морской пены Мировая Уточка достаёт Землю (славянство), а также рождается Афродита, скифская богиня земли Апи часто изображалась в связи с водой. Исходя из этого, отчётливо видим, что «с водой и колодцами связывается славянская Мокошь» [2, ст. Богиня-мать] как властительница и управительница этой самой первоначальной субстанции. Причём, изначально в славянстве (и по сей день во всех религиях) первоначальной субстанцией является славянская русская Навь (nun, хаос) – море, океан, «вода» первородная, новь. Из Нави рождается русский бог-солнце – Ра. В неё же Ра и уходит на ночь – уМиРАет (русск. буквально «имаю Ра» [3]).

Именно поэтому древнейший русский символизм связывает колодец с такими понятиями как – жизнь, истина, «глаз воды», обозначающий связь с прошлым, с миром мёртвых и поэтому имеющий волшебные свойства.

Колодец обозначает также глубину-могилу. Например, заимствованный иудоисламом колодец Бархут является могилой пророка Худа. Стоит остановиться на расшифровке имени это «пророка» особо тщательно. Худа – Huda – это в среднеперсидском является обозначение Бога – Huda [4, стр. 256]. Могила Бога?! Стоит ли объяснять значение имени иудохристианского бога – ИеХУДА – могила славянского бога, попранного и всемерно уничтожаемого ИЗРАИЛЕМ – противником Бога.
В символизме колодец представляет собой путь сообщения между тремя стихиями – воздухом, водой и землей. Поэтому, даже после обиудохристианивания Руси на колодцах продолжали изображать Макошь, но под новым для неё именем – туземной Пятницы (Параскевы), которая в [2, ст. Богиня-мать] впрямую названа – «поздний аналог Макоши». Мы же знаем, что нужно было ещё добавить: ИУДОХРИСТИАНСКИЙ.

О положительной семантике колодца говорят русские приметы. В русском народе есть поверье: встретить девушку, идущую к колодцу, – к добру. В русских деревнях продолжают гадать по зимней воде из колодцев – в день зимнего солнцестояния. Для гадания делают из палочек колодец, запирают его замком и кладут ключ под подушку, приговаривая: «Суженый, ряженый, приходи коня поить, у меня ключа просить» [5, ст. Колодец].

О связи Макоши (через её связь с колодцем) со ВСЕЛЕНСКОЙ СУДЬБОЙ можно также судить и из других фольклоров. Например, у корней Мирового дерева Иггдрасиль располагался источник, где были воды изначальной мудрости. Один пожертвовал стражу дерева Мимиру свой глаз, чтобы, испив из этого колодца, приобрести знание всех событий настоящего и будущего [5, ст. Колодец].


http://www.dazzle.ru/spec/atcok.shtml

СВЯТОЙ КОЛОДЕЦ: ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Село Шапкино Мучкапского района Тамбовской области – село большое, старое и много в его истории происходило интересного. Но многое забылось, а о многом помнится лишь слухами. В истории о «святом» колодце, происходившей в 1924 году, со временем забылись факты, а очевидцев почти и не осталось. Но все происходящее освещалось в уездной газете «Голос пахаря». На основании этих публикаций и написан этот материал.

В северо-восточной части села Шапкино за усадьбой гражданина 10 сотни Ивана Трофимовича Масликова ранней весной 1924 года произошел необыкновенный случай. Вышел туда за огороды один из крестьян и…вдруг видит, земля опустилась, а на ней лед чистый-пречистый лежит. Расчистил его, глядь, а там родник пробивается. Пошел соседу рассказал. Пришли вместе, посмотрели. Перекрестились, попили водички и решили:
- Божьи это силы явились к нам.
Ну и дальше работать начали. Как говорится, на Бога надейся, да сам не плошай. А вскоре Федосья Савинкова рассказала, что увидела во сне Мать Божию, которая наказала на этом месте рыть колодец. А народ уже потянулся на это место. Максим Ледовских и Игнат Писклов вдвоем взялись и…«обрыли колодец и поставили сруб». Вот как потом в акте описывается колодец: «..в расстоянии 20 саженей от колодца находится ольховый лес, с южной и западной стороны в десяти саженях находятся огороды, с северной стороны – луг. Местность низменная, болотистая, имеющая массу родников. Колодец имеет глубину от поверхности земли до дна 4 аршина и сверх земли деревянный сруб высотою 1-1/4 арш. Воды в колодце в момент осмотра было 6 верш. От поверхности земли до дна колодца имеется деревянный сруб: ширина сруба сверху 1-1\2 аршина и к низу 1 аршин.».
Разнеслась весть. И пошли к «святому источнику» люди. И пошли издалека. По тысяче человек за один день приходили. Как писала уездная газета про святой колодец: «К последнему стекается масса богомолок, смотрят они в колодезь и в бутылки с водой и клянутся, что видят в них то «Егория на коне», то свечи зажженные, то церковь, аль икону Богоматери. Случается же, если кто ничего в колодце не увидит, ему внушают, что он значит не богоугоден и потому ничего ему в колодце не появляется». И даже слух пошел, будто один из шапкинских коммунистов, посмотрев в колодезь святой, увидел в нем множество змей, прыгающих прямо на него, сначала обезумел от ужаса, а потом побежал домой, надел чистое белье и крест и заявил гражданам, что едет в центр хлопотать построить на этом месте часовню.
Все это не могло понравиться Советской власти. Началась компания по очернению всего, что происходит вокруг «святого источника». В газетах появились статьи, что это деревенские кулаки придумали для укрепления в народе суеверий. Что это попы берут на обман, чтоб поднажиться около колодца, хотя сельское духовенство – священники Иван Зефиров и Владимир Надеждин продолжали служить в церкви и не признавали в тот момент без фактических доказательств случаи чудес. Но письма «возмущенных трудящихся» регулярно стали публиковаться в местной прессе.
11 августа 1924 года органами Советской власти был проведен осмотр шапкинского колодца и составлен акт. Вот несколько цитат из этого документа: «Взятая на образец вода без цвета и запаха», «качественный анализ воды не произведен», но «к употреблению для питья вода совершенно не пригодна». Участь колодца была предрешена. На секретном заседании Тамбовского губкома 2 сентября 1924 года был заслушан доклад комиссии, осмотревшей колодец, и принято решение о его ликвидации.
Были организованы собрания рабочих и крестьян с требованиями закрытия колодца. Например, уже 2 сентября вечером в Борисоглебске собрание рабочих, красноармейцев и граждан города, собравшихся в театре «Нардом» в количестве 1200 человек, приняло единогласно постановление: «…требуем, чтобы шапкинский колодезь был закрыт, чтобы наши товарищи крестьяне не подвергались обману. Мы призываем все сознательное крестьянство села Шапкино и нашего уезда присоединиться к нашему требованию».
Вот так, сначала приняв решение о закрытии колодца, потом организовав несколько «народных» собраний, губком на заседании, проходившем 7 сентября 1924 года, составил план действий, назначил людей, ответственных за операцию. В поддержку им было выделено 6 конных милиционеров и еще милиционеров Больше-Алабинской и Мучкапской волмилиции. Сруб с колодца сняли, колодец засыпали землей, временно поставили милицейский пост. В местных газетах появились статьи, «разоблачающие» чудеса, происходившие у источника.
А уже 24 сентября состоялся процесс над «организаторами» открытия шапкинского «святого» колодца в Народном суде 4 участка в селе Мучкап. Суд быстро решил, что целью «открытия святого места» было одно – нажива, а у подсудимых «не только сундуки были набиты пожертвованиями, а уже начали прятать в подпол…». Суд за один день во всем разобрался: «никогда никаких святостей и исцелений у этого колодца не видели…» и постановил «рассчитаться» с ними: «Савинкова Анна Афанасьевна, Шаталова Ксения Федуловна, Масликова Анна Федоровна, Писклов Игнат Ф., Ледовских Максим Ефимович - по одному году лишения свободы без строгой изоляции при Борисоглебском Исправтруддоме; Саврасов Тимофей И. – 10 месяцев лишения свободы; Савинкова Федосья Г. – 3 месяца лишения свободы; С. Н. Воинова же как социально-опасного элемента - на 1,5 года».
Приговор был «покрыт громом аплодисментов» и «после объявления приговора подсудимые заключены под стражу».
Так был ли на самом деле шапкинский колодец «святым»? Сейчас это каждый из нас может сам для себя определять. А факты в то время говорили только об одном. Туда шли не только из Борисоглебского уезда, а из соседних областей и даже приезжали из дальних уголков России. И не по одному разу!

С. Н. ВИТЮТИН.
Москва. Январь 2009 года.


http://www.kraeved.ru/svyatoi-kolodets-istoriya-i-realnost





Продвижение сайтов

Создание сайтов