Настоящее немецкое качество!
Продукция FUNKE заслуживает внимания и высокого одобрения. Настоящее немецкое качество. Специалист по проектированию и монтажу систем наружного водопровода и канализации. Антонов А.С.

ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ВЕЛИЧИНУ ПРЕДЕЛА ВЫНОСЛИВОСТИ (часть 11)

Применяются следующие методы поверхностного упрочнения: 1) химико-термические методы (азотирование, цементирование, цианирование и т. д.); 2) поверхностная закалка т. в. ч.; 3) наклеп поверхностного слоя (обкатка роликами, обдувка дробью, чеканка и т. п.); 4) комбинированные методы (цементация с последующей обдувкой дробью и т. п.). Механизм поверхностного упрочнения состоит в создании более прочного и химически стойкого поверхностного слоя и остаточных напряжений сжатия в этом слое. Влияние методов упрочнения на величину предела выносливости оценивается коэффициентом влияния упрочнения Химико-термическая обработка позволяет существенно повысить предел выносливости стали, особенно образцов с концентраторами напряжения. Эффект этого повышения несколько снижается с увеличением размеров образца. В настоящее время методы поверхностного упрочнения деталей машин путем пластического деформирования так же, как и другие методы, получили широкое распространение в промышленности. Основной причиной упрочнения деталей при различных видах поверхностной обработки является наведение остаточных напряжений сжатия. Для проверки этого положения ставились специальные опыты, состоящие в том, что на цилиндрические образцы наносились канавки резцом и накаткой, после чего часть образцов рассверливалась, в результате чего остаточные напряжения, вызванные наклепом, существенно снижались. После этого образцы испытывались на усталость. Полученные результаты свидетельствуют о том, что преобладающая часть эффекта упрочнения, вызванного наклепом, связана с остаточными напряжениями сжатия. В зависимости от режима поверхностной обработки величина остаточных напряжений сжатия и глубина их распространения могут существенно изменяться. В тех случаях, когда поверхностная обработка деталей приводит к возникновению на поверхности остаточных напряжений растяжения, предел выносливости может существенно снизиться. Это имеет место при никилировании, хромировании и меднении, когда предел выносливости снижается соответственно на 35, 20 и 15%. 13. Сварка. Соединение металлов с помощью сварки находит все более широкое использование в практике изготовления различных конструкций. Одним из основных условий широкого внедрения сварки в машиностроение и строительство является обеспечение высокой прочности сварных соединений в условиях переменных нагрузок. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что сварка существенно снижает величину предела выносливости сварных соединений по сравнению с таковой основного металла. Основными причинами, приводящими к снижению усталостной прочности сварных соединений, являются: а) остаточные напряжения; б) концентрация напряжений; в) неоднородность свойств сварного соединения. Остаточные напряжения растяжения возникают в сварных соединениях вследствие тепловых и упруго-пластических деформаций в процессе образования шва. Особенно велика их роль при наличии концентраторов напряжения. При некоторых условиях растягивающие остаточные напряжения снижают предел выносливости изделия или образца на 35—50%. Для исключения отрицательного влияния остаточных напряжений растяжения детали подвергаются отжигу или поверхностному упрочнению пластическим деформированием. Влияние концентрации напряжений на величину предела выносливости является основным фактором, снижающим прочность сварных соединений. Особенно существенно это влияние в местах остаточных растягивающих напряжений. Неоднородность свойств в сварном соединении связана с различием механических свойств основного металла, металла шва и околошовной зоны, а также с дефектами сварки (трещины, непровары и т. п.)- Исследования показывают, что резкая неоднородность механических свойств на границе сплавления твердого и мягкого материалов не снижает существенно усталостную прочность сварного соединения. Усталостное разрушение происходит всегда на некотором удалении от зоны сплавления. Неоднородность, обусловленная наличием дефектов сварки, существенно снижает усталостную прочность сварного соединения.